Поймали волну?

  • Поймали волну?

    09.02.2014 20:21
    Кручинин Сергей
    Просмотров: 2183 Комментариев:0
    Есть выражение у  любителей поплавать в море и серфингистов, «поймать волну»! Если поймал, то вроде все хорошо, и тебя несет на ее гребне. Вот и сейчас у многих специалистов, имеющих отношение к профилактике ВИЧ-инфекции, Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу, появилось чувство если не победы, то, по крайней мере, большого успеха. Да, 2013 год, год «Ребрендинга темы ВИЧ/СПИДа», дал много ярких, запоминающихся акций, получивших достойное отражение в  национальных и  зарубежных СМИ. Да, мы прощались со старым брендом (СПИД – чума ХХ-ХХI века) вместе с Министерством здравоохранения, которое выпустило методические рекомендации по применению ИС для своих специалистов. Да, уже сложно найти в публичном месте плакат, нарушающий стандарты ИС, можно, конечно, но сложно, поверьте!)

    Можно перечислять дальше наши достижения и успехи, или, то, что мы считаем таковыми. Хотелось бы остановиться на проблемах и поражениях. А проще говоря, перечислить, до чего еще не дошли руки или что было упущено. До сих пор Министерство образования и Министерство культуры остаются для нас Terra Incognita (неизвестной землей), расположенной  во временном пространстве ещё 90-х годов прошлого столетия.  А по позициям профилактики ВИЧ-инфекции, где необходимо дать знания о безопасном поведении подросткам, и вовсе в 19 веке. При этом оба ведомства проводят информационную и профилактическую работу на тему ВИЧ/СПИДа. Мы  только присматриваемся к ним и жалуемся, а пора бы и поработать на этих «неизведанных землях».

    Другая проблема состоит в том, что теме ВИЧ-инфекции не хватает новых спикеров, известных персон и просто новых интересных людей, способных правильно и убедительно говорить в эфире, общаться с корреспондентами.  Бывает, прекрасные специалисты, профессионалы, представляющие  нашу тему десятилетиями, начинают говорить штампами, теряют блеск в глазах, и не являются «новостью» для журналистов, телезрителей и читателей. При этом они остаются такими же прекрасными профессионалами, но одно дело – беззаветная работа по организации кого-нибудь  ВИЧ-сервиса, и совсем другое – представление этой работы общественности. Понятно, что если речь идет об НГО, «человек-оркестр»  – часто вынужденная позиция, но следует помнить и о том, что «однобокий» PR или его отсутствие может нанести вред и самому ВИЧ-сервису.

    Следующей  серьезной проблемой для ИС стала тема уязвимых групп. Мы не нашли еще «языка», новых подходов  для  разговора на тему мужчин, имеющих секс с мужчинами, потребителей инъекционных наркотиков и женщин секс-бизнеса с обществом, с прессой, не только  в Минске, но и в Светлогорске, Лиде, других городах. Попытки сразу, «по-большевистски»,  использовать стандарты, существующие в других странах, как правило, дают обратный эффект, вызывают раздражение и отторжение. Но замалчивать эту тему – себе во вред, нужно искать новые информационные, коммуникативные подходы, с учетом нашей ситуации и твердо придерживаясь мировых стратегических целей в работе с уязвимыми группами. Значение профилактической работы с уязвимыми группами невозможно переоценить.

    Теперь о поражении. Как поражение Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Республике Беларусь можно рассматривать проходившую в конце ноября прошлого месяца информационную компанию одного международного агентства.  Верные цели ИК (информационной компании) не были подкреплены необходимыми условиями их достижения.  Целью компании было стимулирование населения для сдачи теста на ВИЧ, вместе с тем для достижения этой цели были выбраны совершенно разные и не связанные с собою инструменты. Два видеоролика, при просмотре которых у фокус-группы (по запросу отдела профилактики ВИЧ/СПИДа) возникало чувство страха и безысходности.  Биллборд, информирующий население о компании, не был понятен без остальных ее компонентов, т.е. видеороликов и, самое главное, почтовые конверты с письмами, которое получили многие жители нашей страны (на конвертах крупными красными буквами было написано «ВИЧ»). Несмотря на отрицательную экспертизу Экспертного совета ИС, информационная компания прошла и завершилась. Как? Никто не знает! Можно только догадываться, какое количество людей, получивших конверт с красными буквами «ВИЧ», либо пошли сразу сдать тест, либо, что более вероятно, еще больше укрепило свои негативные стереотипы, основанные на страхе и безысходности, связанных с темой ВИЧ/СПИДа, порожденных в 90-х годах прошлого века и живущих поныне.

    Давно уже в прошлом те времена, когда удачность акции, информационной компании оценивалась по количеству участников. Есть хорошие инструменты проверки эффективности, это количественные и качественные исследования. Это «костинг», когда проводится анализ потраченных средств на компанию, т.е.  сколько стоило изменение поведения, если считать на одного участника. Приведу пример из информационной компании в США, направленной против курения. Был снят видеоролик, который показывали на всех каналах, охват более 100 млн. аудитории, параллельно на этих каналах шли ток-шоу на эту же тему и интервью граждан. Итог – 200 тысяч бросило курить, 2.5 млн. думают. Компания признана успешной, потому что расход на одного бросившего курить оказался 200 долларов, что дешевле всех других предложенных методов профилактики, включая обучение. Да. Конечно, там тоже есть проблемы, но это будет уже тема другого блога. Так вот, о поражении,  – не хотелось бы, что оно не стало уроком для ИС. Предстоит работа над ошибками. И работать надо всем вместе.