Дорожные карты для уязвимых групп и людей, живущих с ВИЧ и Информационная стратегия по ВИЧ/СПИДу в Беларуси.

  • Дорожные карты для уязвимых групп и людей, живущих с ВИЧ и Информационная стратегия по ВИЧ/СПИДу в Беларуси.

    09.09.2014 17:57
    Кручинин Сергей
    Просмотров: 3665 Комментариев:0
    26-27августа состоялось выездное заседание Экспертного совета Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу в Беларуси. Август, как говориться, это как вечер воскресенья, когда нужно готовиться к новой трудовой неделе. Не то, чтобы ЭС все лето отдыхал, просто пришло время сверить «часы» и определить дельнейшие цели и задачи на предстоящие два года, 2015-2016.
    Известно, чтобы стоять на месте, нужно быстро идти, а чтобы развиваться – очень быстро идти, практически бежать. Та цель, для которой создавались ИС и ЭС, практически выполнена.
    Во-первых, 100% всех информационных материалов, выходящих за счет Министерства здравоохранения, ПРООН и ГФ, соответствуют стандартам ИС.
    Во-вторых, существует постоянно действующий и быстро реагирующий орган, в лице ЭС, куда можно обратиться в случае появления в СМИ какой-либо публикации, нарушающей стандарты ИС. Притом что ИС для СМИ является рекомендацией, с чем мы согласны, ИС – не цензура.
    В-третьих, создан и действует журналистский социальный пул, готовый к сотрудничеству и оперативно и адекватно реагирующий на ситуацию и наши просьбы, «золотые перья ИС».
    Это то, что планировалось на старте и то, что нами было реализовано.
    Однако, появились результаты, которые официально не заявлялись как цели и задачи. Так сказать, сопутствующий эффект.
    ИС стала брендом, тем брендом, под которым не стыдно оказаться, тем брендом, которым можно «похвастаться», в хорошем смысле этого слова. Международные агентства уже не один год признают и отмечают ИС как лучшую практику региона. Беларусь представила ИС на 4 международной конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, как достижение и успех нашей страны в данном регионе. Были даже попытки использовать элементы логотипа ИС, по принципу «АБИБАСа». Кроме того, ЭС фактически превратился из органа мониторинга и экспертизы информационных материалов в отношении темы ВИЧ/СПИДа в «агентство» по социальному PR и маркетингу. Акции, проводимые при организации и прямом участии специалистов ЭС, продемонстрировали обществу новые PR-технологии, ранее не применяемые в профилактике ВИЧ/СПИДа в Беларуси. Более того, ИС как центр социального PR и социального маркетинга стали использовать при решении других проблем, таких как борьба с туберкулезом, табакокурением.
    Понятно, что план ИС до 2015 года выполнен досрочно, и возникает вопрос, что и как делать дальше. Речь, конечно, не идет о прекращении деятельности ИС и ЭС. С точки зрения устойчивости, ИС оказалась одной из самых надежных программ, у которой есть будущее. Наша задача – сосредоточиться на существующих барьерах в вопросах профилактики и поиске путей их преодоления инструментами ИС и силами ЭС.
     
    Барьер, уязвимые группы, дорожная карта ИС.
    В стране удалось создать систему ВИЧ-сервисов МЗ, НГО, работающих с уязвимыми группами, и это уже большой успех, способный привести к желаемым результатам. Однако наличие специалистов, технологий, финансовой помощи ГФ, ПРООН, ЮНЕЙДС еще не гарантия, что эти сервисы для работы с уязвимыми группами будут эффективны. Что мешает? Мешает, «общее население», т.е. просто люди, находящиеся под влиянием вековых стереотипов по отношению к уязвимым группам, а именно к мужчинам, имеющим секс с мужчинами, женщинам секс-бизнеса, потребителям инъекционных наркотиков. Те, кого в профессиональной среде сокращенно называют «эмэсэмы», «жеэсбэ» и «пины». И те люди, которых большинство общего населения называют «голубые» и это в лучшем случае, проститутки, и это тоже в лучшем случае, и наркоманы. Как это влияет на работу сервисов? Очень просто.
    Во-первых, это не создает условия для устойчивости данных сервисов. Почему государство должно тратить деньги на поддержку «наркоманов», «путан» и «голубых»? Именно так звучит вопрос налогоплательщика. Рациональные, доказательные аргументы: то, что уязвимые группы являются «резервуаром», в котором ВИЧ чувствует себя как «рыба в воде» и тем самым создается постоянная угроза для общего населения, и то, что «карательные» меры не эффективны. Карательные, запрещающие, ограничивающие права человека меры по отношению к уязвимым группам загоняют опасность на «глубину», создавая угрозу «пожара на торфяном болоте», не работают. Серьезные, научно доказанные и обоснованные выводы разбиваются о крепко сидящие в каждом «среднем» гражданине и гражданке стереотипы, уже давно превратившиеся в предрассудки. Такова социально-психологическая закономерность влияния стереотипов на восприятие информации. Это делает желаемую устойчивость данных сервисов, т.е. их способность эффективно действовать без международной финансовой помощи, уязвимой, и относит эту устойчивость в весьма отдаленную перспективу.
    Во-вторых, сами представители уязвимых групп, при господствующих в обществе настроениях в отношении уязвимых групп, не рвутся в сервисы, боясь, часто необоснованно, а иногда и обосновано, огласки, разглашения статуса и всего остального, что может за этим последовать. Стигма, в том числе и внутренняя стигма. Вариантов преодоления этого барьера может быть несколько.
    Первый – ожидание постепенного изменения общественного мнения в отношении уязвимых групп естественным, эволюционным путем, тем более что несколько десятков лет назад они, уязвимые группы, вообще были вне закона. Это может со временем дать результат, но как быть с эпидемией ВИЧ/СПИДа? Дождаться, когда ВИЧ-инфекция уже окончательно перейдет с «территории» уязвимых групп на все население? Тут уже помощью ГФ не обойтись, в любом случае развитие эпидемии станет бременем всего государства.
    Второй путь имеет прямое отношение к ИС, его содержанием должно стать целенаправленное расшатывание стереотипов и предрассудков в отношении ВИЧ-инфекции, и уязвимых групп у всего населения и в первую очередь у лиц, принимающих решения. Конечно, этот путь тоже требует времени, всех видов ресурсов и политической воли. Но, если мы сейчас создадим дорожную карту с указанием инструментов, шагов и сроков, по разрушению стигмы в отношении уязвимых групп, то можем найти правильные слова, с которыми сможем эффективно говорить об этом с общим населением. «Сначала было слово», в нашем случае, это должно быть правильное слово. Причем это «слово» должно учитывать существующую характеристику общественного настроения и доминирующие культурно-национальные традиции. Пример: в США кинофильм «Филадельфия» был снят в 1993 году, получил премию «Оскар», сюжет фильма основан на реальной истории адвоката Джеффри Бауэрса, больного СПИДом, который в 1987 году подал в суд на юридическую фирму «Baker & McKenzie» за то, что был несправедливо из нее уволен. Возникает несколько вопросов. Почему не в 1987 или 1988 году был снят этот фильм? Был ли он актуален в 1993 году? Учитывались ли заказчиками и авторами фильма общественные настроения в стране, когда снималась эта лента? Вопросы, на мой взгляд, риторические, но важные и отвечать на них надо честно.
    Барьер, приверженность к лечению, люди, живущие с ВИЧ, ИС.
    Ресурс ИС и ЭС также должен быть применен для развития приверженности лечению у людей, живущих с ВИЧ. Наличие квалифицированной медицинской помощи, «равных» консультантов, к сожалению, не может гарантировать, что человек с положительным ВИЧ-статусом будет ответственно относиться к лечению. Барьеров здесь много: стигма в отношении ВИЧ-инфекции в обществе, затруднения в коммуникации «врач-пациент», и так далее. Между пациентами и врачами существует взаимное непонимание и недоверие. Причины этого непонимания и недоверия во многом объективные и связаны с дальнейшим развитием медицинской помощи вообще, и ВИЧ-положительным людям, в частности. Однако не надо забывать, что медики тоже являются частью нашего общества и восприятие ВИЧ/СПИДа сформировано у многих из них, еще в XX веке, под воздействием образа «СПИД-чума XX века». С этим образом ИС ведет борьбу с помощью ребрендинга, и работа в этом направление может стать зоной ответственности ИС и ЭС для разрушения стереотипов в отношении людей, живущих с ВИЧ, и установления эффективной коммуникации между врачами и пациентами. Кроме того, отношение самих пациентов с положительным ВИЧ-статусом к своему здоровью находится под влиянием существующей еще стигмы в обществе, затрудняющей формирование ответственного отношения к лечению. Понятно, что главным является 100% доступность лечения ВИЧ-инфекции. Это и лекарства, хорошего качества, и наличие квалифицированной медицинской и психологической помощи. Но без изменения в обществе отношения к ВИЧ/СПИДу и людям с положительным ВИЧ-статусом говорить о развитии приверженности очень сложно. Причем нельзя забывать и о значительной внутренней стигме, которую испытывают ВИЧ-положительные люди. Это значит, что ИС и ЭС совет может внести свой вклад в этом направлении.
    Дорожная карта ИС по развитию приверженности у людей, живущих с ВИЧ, может усилить все виды медицинских сервисов и оказать положительное влияние на ситуацию в отношении ВИЧ-инфекции в Беларуси.
    Вот эти направления и станут основным содержанием деятельности ИС и ЭС в предстоящие годы. Именно это и обсуждалось на выездном заседании ЭС. Есть ли гарантия, что новые цели будут достижимы? Мы уверены, есть! А время покажет.