Как студентов журфака учат писать о профилактике ВИЧ

3 Ноября 2015Автор: Екатерина Никонович, корреспондент aids.byИсточник: aids.by
Скоро закончится практика у нынешних пятикурсников Института журналистики БГУ, и вновь начнется учеба. Скорее всего, у них появится и новый предмет, такой как «Профилактика ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь: информационный аспект». В прошлом году этот предмет вызвал множество эмоций у студентов, которые сегодня уже выпускники. Какие именно эмоции могут вызывать подобные занятия мы и разберемся в данном материале. 

Как часто приходится читать грубые и неосторожные журналистские тексты. Желтая пресса жить не может без скандальных статей о жизни знаменитостей. Новостные СМИ пытаются набрать рейтинги и просмотры за счет громких заголовков и броских заявлений. Но есть еще и социальная журналистика, которая по ряду своих особенностей требует осторожности и тактичности журналиста, который и так несет ответственность за все свои публикации, но в данном случае он еще и отвечает честью перед героями, о которых пишет.

Журналистом можно стать и не заканчивая пресловутого журфака, это говорят даже на самом журфаке. Главное только – знать особенности своего направления. Криминальному журналисту полезно знать о судебной системе и законах, пишущий о кино, следовательно, должен знать о всех киноновинках и об истории кино, журналист, выпускающий материалы о здоровье, понимать медицинские термины, в том числе в теме профилактики ВИЧ/СПИДа – журналист знает о проблеме, о стратегии и стандартах.

Институт журналистики в общем-то тем и занимается, что учит всему и понемногу, а каждый студент сам потом уже разберется какая рубашка ближе к телу. Так произошло и с предметом «Профилактика ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь: информационный аспект», благодаря которому студенты должны были ознакомиться с рекомендациями по написанию материалов на тему профилактики ВИЧ/СПИДа и глубже в нее вникнуть.

Однако не все так просто в журналистском государстве: программа обучения одобрена и должна стать интересной и познавательной, но... Руководство нанимает преподавателем женщину, которая не особо-то и преподаватель, читает все лекции с листочка и иногда делает попытки диалога, показывая страшные картинки с вирусом. Сказать, что прожить эти час двадцать тяжело – не сказать ничего. Отсюда – непонимание предмета и чувство его полной ненужности. 

Это был пятый курс – последний год обучения. Преподаватель считала, что мы бездельники, надежд на нас особых не возлагала и сразу сказала: пропустить можно столько-то. Если пропустим больше дозволенного – написать столько-то рефератов. По итогу у кого-то выходило по 8-10 рефератов. Такая вот профилактика. 

Был ли действенен данный предмет? Часто ли его посещали студенты? В чем была главная проблема, и какие коррективы можно внести? Обо всем этом мы спросили у нескольких студентов-выпускников.

Татьяна: «Я посещала эту пару, но не постоянно. Было ровно столько пропусков, сколько дозволяла преподаватель. Этот предмет никак не изменил мою жизнь, в основном потому, что я и так была сведуща о венерических заболеваниях и не торопилась их получать, а к ВИЧ-положительным относилась непредвзято, хоть мне и не приходилось их встречать. Негативные стороны могу выделить такие: преподаватель и подача. Позитивные – страшные картинки. Наглядный пример последствий (или симптомов) различных заболеваний. 

Если сделать подачу интереснее, то можно и дальше вести такой предмет (только количество часов сократить). Все-таки если журналисту придется однажды писать на связанные темы, то лишним такой предмет не будет. Раз уж мы учили экономику, энергосбережение и прочие общеобразовательные предметы, то и этот можно вписать в программу. Хотя еще лучше, наверное, сделать его факультативом.

И такой предмет лучше включать на первом курсе, пока студент еще свято верит, что учебная программа была создана на небесах. Заодно некоторым послешкольникам информация будет действительно полезна».

Мария: «Я пропустила предмет только один раз. По моему мнению, он был не действенен. Мне не понравились подача и преподаватель. Сама тема интересная и удачная. Просто на каком-то курсе я ходила на семинар-обучение по этой же теме, было очень интересно. Такой предмет нужен для развития в студентах толерантности к людям, живущим с ВИЧ (это не у всех есть), для общего развития (тема медицинская, поэтому затрагивает невольно и другие темы). Понимая тему, можно допустить гораздо меньше ошибок, когда на нее пишешь. Преподавали предмет вовремя, просто воспринималось так, будто для количества добавили, часы закрыть, а не для пользы студентов».

Дмитрий: «Посещал все пары. Для меня предмет был действенен, потому что благодаря нему я развеял для себя некоторые мифы, связанные со спецификой этого заболевания. Не понравился мне только преподаватель. Такой предмет нужен для просвещения «темных», для овладения терминологией и ее применением в публицистическом дискурсе. По моему мнению, преподавали его вовремя, и при хорошей подаче данный предмет очень важен в журналистской деятельности».

Автором и составителем учебной программы был Председатель Экспертного совета Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу Сергей Кручинин, мы узнали у него, для чего и кого именно была составлена программа и почему ее реализация проходит так глухо. 

- Программа была составлена в рамках реализации проекта Информационной стратегии по ВИЧ/СПИДу, - объясняет Сергей Кручинин. В первую очередь, предмет был адресован высшим учебным заведениям, где готовят молодых журналистов и повышают квалификацию люди с высшим образованием. Основная задача этого курса: познакомить журналистов с правилами написания материалов на тему ВИЧ и СПИДа. Цель данной программы: соблюдение стандартов Информационной стратегии и направление деятельности журналиста на определенный результат, чтобы публикации были эффективны, и в то же время, чтобы это приносило реальную пользу в борьбе с эпидемией.

- Вы следили за тем, как реализуется программа?

- Все, что мы смогли сделать, мы сделали. Разработали и апробировали. Апробация (проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов – прим.) происходила в тренинговом режиме – это одно из важных условий. Это значит, что обучение велось с интерактивными и активными методами. 

У нас было две апробации: одна для взрослых журналистов, которые занимались на курсах повышения квалификации, и вторая – для студентов первого курса. Это были двухдневные тренинги. Отзывы были очень хорошие. 

- То, что предмет ведется на пятом курсе, правильно?

- Нет разницы на каком курсе он будет проводиться. Скорее важно, КАК это будет происходить. 

- Как вы думаете, подобные практики (как в Институте журналистики) не испортят отношение к теме в целом?

- Конечно, испортят. Я считаю, что обучение без активных методов малоэффективно. У любого слушателя должна быть мотивация и активация, должны быть включены голова, рука и сердце. Этого можно достичь при помощи интерактивных упражнений. Истории и различные примеры вызывают у слушателей эмоции – идет включение головы и сердца. Благодаря практическим упражнениям активизируется «рука», т.е. действие.

Если брать известную пирамиду запоминания, то пассивная лекция имеет 10-20% усвоения. 100% усвоения вообще никак не вызвать. И 90% усвоения достигается при интерактиве, когда обучающийся делает что-то сам.

Программа обучения «Профилактика ВИЧ-инфекции в Республике Беларусь: информационный аспект» на старте выглядит многообещающе, при должной ее реализации может родиться интересный предмет, который захватит многих студентов и журналистов. Но пока что мы видим, что учебные заведения могут быть не готовы к внедрению интерактивных методов обучения. Также как и преподаватели могут не хотеть менять свои методики преподавания. Остается надеяться, что люди образования не смогут всегда отворачиваться от нововведений, благодаря которым общий уровень знаний выпускников только повышался бы.

Оставить комментарий





  
Логин:
Пароль:
  
Регистрация   Забыли свой пароль?

Календарь событий

Бюллетень

Актуальное интервью

Опрос

  1. Проходили ли Вы тестирование на ВИЧ в течение последнего года?

     
Aрхив опросов