Проект закона о государственном социальном заказе представлен на широкое обсуждение

10 Сентября 2010

Законопроект  «О государственном социальном заказе» разработан в целях развития законодательства, позволяющего государству привлекать некоммерческие организации к решению социальных задач. Внедрение механизма социального заказа – одно из направлений деятельности исполняемого Программой развития ООН гранта Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией.

Законопроект разработан Международным просветительским общественным объединением «АКТ». Презентация законопроекта состоялась для представителей различных министерств и ведомств, депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, представителей ООН в Республике Беларусь, общественных организаций, СМИ. 

«Замечательно, что мы встречаемся на начальной стадии, чтобы обсудить законопроект, который положительно повлияет на жизнь людей, а в данном случае на жизнь людей наиболее уязвимых групп населения, – заявил Представитель ООН/ПРООН в Республике Беларусь Антониус Брук, открывая презентацию. – Я считаю данное направление работы одним из ключевых. Как вы знаете, Беларусь получает существенную финансовую поддержку в виде грантов Глобального фонда, приблизительно половина из выделенных средств направляется на работу с наиболее уязвимыми группами населения, которая проводится неправительственными общественными организациями.

Сегодня у нас есть возможность сообща обсудить давно назревший законопроект о социальном заказе. Механизм соцзаказа широко распространен в большинстве пограничных государств, в сущности, во всех соседних с Беларусью государствах. Беларуси также необходимо продвинуться в этом вопросе, так как соцзаказ является частью новых передовых подходов, применяемых европейскими государствами. Мы апробируем механизм социального заказа в рамках гранта ГФ, но данный механизм  может применяться во всей социальной сфере Беларуси, включая работу с людьми с ограниченными возможностями, проблему охраны окружающей среды, работу с мигрантами, социально незащищенными и малообеспеченными слоями населения.

Еще одним преимуществом является то, что правительству не нужно тратить средства на создание новых структур, но можно положиться на тех, у кого уже есть опыт деятельности в данной области. Опыт других стран региона показывает, что внедрение соцзаказа почти всегда требует пересмотра законодательства. Все страны, в которых принят механизм социального заказа, прошли эти этапы, и я надеюсь, что Беларусь к ним тоже скоро присоединится».

Социальный заказ – пример партнерства государства и общественных организаций, признанный удачным во многих странах. Механизм государственного социального заказа следующий: государство на основании сформулированной гражданским обществом и активно высказанной потребности в определенных услугах обращается к некоммерческим организациям, которые готовы их оказать. Это может быть паллиативная помощь людям, больным СПИДом, психологическая поддержка их родных, услуги по формированию приверженности к антиретровирусной терапии.

Предложенный законопроект регулирует механизмы, способствующие реализации норм действующих законов, которые уже устанавливают принципы привлечения некоммерческих организаций к решению социальных вопросов, но реализация которых затруднена ввиду отсутствия конкретных правовых механизмов. В частности, принятие настоящего законопроекта будет способствовать более эффективной реализации норм таких законов, как Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 г. № 395-З «О социальном обслуживании», Закон Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», Закон Республики Беларусь от 9 ноября 1999 года № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Закона Республики Беларусь от 7 декабря 2009 года № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», Закон Республики Беларусь от 4 июня 1991 г. № 832-XІІ «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь», Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141–З № 832-XІІ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XІІ «Об охране окружающей среды».

– В перечисленных законах имеются нормы, которые должны обеспечивать привлечение юридических лиц, в том числе общественных и других некоммерческих организаций к решению государственных социальных задач, однако на практике такие нормы либо не применяются, либо имеют очень ограниченную сферу применения, – говорит Валерий Жураковский, эксперт в области социального заказа (МПОО «АКТ»). – Существующие в белорусском законодательстве механизмы финансирования негосударственных организаций из средств бюджета не адаптированы к специфике деятельности в социальной сфере. Например, в еще в 2007 году в Светлогорске местный исполком объявил конкурс на реализацию проектов, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции. Вы знаете, что Светлогорск один из самых проблемных городов в этом отношении. Конкурс выиграло молодежное общественное объединение «Реальный мир». Но когда дело дошло до заключения договора и перечисления средств, выяснилось, что данный договор об оказании услуг налоговыми органами расценивается как предпринимательская деятельность, которой «Реальный мир» заниматься не имеет права. Хорошее начинание не было реализовано. Пример подобных «нестыковок» не единственный.

Мы работаем над внедрением механизма социального заказа с 2005 года, и сейчас благодаря гранту Глобального фонда можем ускорить этот процесс».    

Сегодня на широкое обсуждение представлены следующие проекты нормативных правовых актов, призванных улучшить ситуацию в законодательной сфере:

-              Проект Закона Республики Беларусь «О государственном социальном заказе»;

-              Проект Положения «О порядке целевого финансирования (субсидирования) общественно-полезных проектов некоммерческих организаций»;

-              Проект Положения «О субсидировании поставщиков социальных услуг»;

-              Проект Положения «О порядке предоставления и использования целевых потребительских субсидий в виде социальных сертификатов».

Когда именно произойдет изменение законодательства, мнения участников встречи разошлись. Самый оптимистический прогноз – уже в следующем году. Однако сама необходимость подобных изменений – либо путем принятия нового закона, либо путем усовершенствования действующих, – споров не вызвала.


Оставить комментарий





  
Логин:
Пароль:
  
Регистрация   Забыли свой пароль?

Календарь событий

Бюллетень

Актуальное интервью

Опрос

  1. Проходили ли Вы тестирование на ВИЧ в течение последнего года?

     
Aрхив опросов