Сотрудник инфекционной больницы: «Сейчас проводится множество исследований в теме ВИЧ, но ничего особенно прорывного нет»

9 Июля 2019Автор: Никонович КатеринаИсточник: aids.by
Достаточно много появляется в сети новостей про новые способы лечения ВИЧ, про уничтожение ВИЧ из ДНК мышей — что из это действительно прорыв в науке, а что лишь очередной эксперимент, разобраться неподготовленному читателю уже сложно. Мы решили не тонуть в потоке информационного шума, а попытаться все понять вместе с заместителем главного врача по амбулаторному разделу работы Минской городской клинической инфекционной больницы Скрипко Олегом Анатольевичем.

В статье, которую мы обсуждаем, написано: «исследование показало, что последовательное подавление размножения зараженных клеток и генная терапия могут полностью удалить ВИЧ из клеток и органов инфицированных животных». Как эти открытия влияют на нас?

На нас они ближайший десяток лет никак не повлияют. У американцев много денег, они могут себе позволить различные исследования, в том числе очень дорогостоящие. Организации, выделяющие деньги, сознательно идут на риск неудачи исследования, смирившись с высокой вероятностью потери значительных финансовых средств, для них это нормально. Поэтому, возможно, что когда-то все эти открытия помогут совершить прорыв в медицине и в лечении ВИЧ-инфекции.

Можете ли вы выделить какие-нибудь последние открытия, которые действительно продвигают нас вперед в изучении лечения ВИЧ-инфекции?

Ничего прорывного назвать не могу. Есть много разных подходов, которые дают обнадеживающие результаты. Ученые пытаются создать модифицированные вирусы, которые смогут внедриться в клетку и вырезать кусок вирусного генома из генетического материала клетки — провирусную ДНК. Это тоже перспектива, но пока что отдаленная.

Мы знаем расшифровку: вирус иммунодефицита ЧЕЛОВЕКА. Как же тогда испытания проводили на мышах?

Читаем: «Они взяли для исследования группу мышей, которые были выведены для воспроизведения человеческих Т-клеток, восприимчивых к ВИЧ». Это модифицированные лабораторные мыши, в которых внедрен ген, и он воспроизводит Т-лимфоциты, похожие на человеческие. Сенсации тут нет, на самом деле.

Не так давно все СМИ писали про мужчину, у которого удалили ВИЧ из организма, является ли это большим прорывом?

Есть пересадка костного мозга при лейкозе. Что это значит? Человеку подобрали донора по совместимости. Пациента заключают в стерильный бокс (полностью безмикробную среду), дают ему мощную химиотерапию, которая полностью убивает его кроветворение. Его костный мозг погибает, после чего врачи берут костный мозг донора и пересаживают его. Здесь масса рисков: если этот старый костный мозг не полностью убит, то он может конфликтовать с новым. А если новый прижился, то он может весь организм воспринимать, как не свое.

А ВИЧ может сохраняться не только в костном мозге и не только в клетках крови, он может присутствовать и в других частях организма. То, что он не вернется и не инфицирует новый костный мозг – это лотерея, стечение обстоятельств. Воспроизводимость этого результата низкая. Может быть, если взять миллион людей, живущих с ВИЧ, и всем сделать эту операцию, то будет еще один излечившийся, а сколько может быть погибших? А ведь весь этот миллион мог принимать антиретровирусное лечение и жить еще много лет. Мы имеем проверенные случаи, когда люди с ВИЧ живут десятки лет и всё хорошо. Поэтому пока нет какого-то стабильно воспроизводимого результата, то и нового метода лечения нет.

Есть ли какие-то подобные исследования в нашем пространстве?

Ничего, что можно было бы назвать прорывом, нет. Хотя ученые из России ведут определенную исследовательскую работу, имея по понятным причинам финансирование, соответствующее размерам и экономическим возможностям страны. В США исследования есть, в Европе. В небольшой Беларуси таких финансовых возможностей нет. Для нас это огромные деньги. В России например недавно появился Elsulfavirine (ЭЛПИДА®), разработанный компанией «Вириом» в сотрудничестве с «Ф.Хоффманн-Ля Рош» (Швейцария), им передали практически готовую формулу, они ее доработали, зарегистрировали в РФ (для применения в России) и выпустили лекарство. Но за пределами РФ оно пока не зарегистрировано, ВОЗ называет это прототипом лекарства, т.е. полноценным лекарственным средством с доказанной эффективностью и безопасностью эту разработку считать все еще нельзя. Всё остальное — вакцины, генная терапия и т.п. — это надежда, но пока еще никак не возможность.